Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка.
В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, преподавание ведется в разных кабинетах.
Наша задача разобраться том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются.
Возраст пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младших подростков.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми.
При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, они является началом поиска подростками, собственной уникальности, познания собственного «Я». Этому способствует и ориентированность подростка на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.
В силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность – общение.
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково.
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1.Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2.Новообразование младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.
3.Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушении характера их общения со значимыми людьми.
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечивать его естественное протекание и благополучные результаты.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Причины плохой адаптации в 5-м классе.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.