Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка.

В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, преподавание ведется в разных кабинетах.

Наша задача разобраться том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются.

Возраст пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младших подростков.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми.

При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, они является началом поиска подростками, собственной уникальности, познания собственного «Я». Этому способствует и ориентированность подростка на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.

В силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность – общение.

Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково.

Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

1.Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2.Новообразование младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.

3.Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушении характера их общения со значимыми людьми.

Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу.

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечивать его естественное протекание и благополучные результаты.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Причины плохой адаптации в 5-м классе.

  • Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
  • Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  • Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
  • Отсутствие интереса родителей к ребенку, школе, классу.
  • Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

  • Общение должно быть не формальным;
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, крики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей;
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организации. Обоснованность контроля за его учебной деятельностью.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка;
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений успеха.