Дети не всегда находят общий язык, и, конечно, конфликты у них бывают. Хорошо, что рядом есть учитель, который держит их всегда в поле зрения. Мнение учителя может оказаться полезным при «разборе полетов», поскольку он видит ребят каждый день и в разных ситуациях.

Но родители часто допускают ошибку, нарушая меру вмешательства. Если конфликты между детьми не носят агрессивного характера, то лучше бы чтобы они справлялись сами. Но обязательно нужно побеседовать с ребенком, обсудить с ним возникшую ситуацию, рассмотреть ее со всех сторон: «Как тебе, кажется, правильно он поступил? А ты бы, что сделал на его месте? А кому от этого плохо? А мог ли он сделать иначе? А давай подумаем, что можно предпринять и т.д.». То есть, навести его на лучшее решение ситуации. Ни в коем случае не предлагать готового решения. Особенность ребят этого возраста такова, что они хоть и общительные, но мало могут рассказать по существу вопроса. Поэтому беседы необходимы еще и для того, чтобы ребенок учился говорить о своих переживаниях, делиться ими, строить свою речь. Даже если в конфликте с одноклассником он выбрал не совсем верную позицию, он должен и ее попробовать тоже. Тем более что впереди много лет школьной жизни и отношения между ними поменяются еще не раз. В этом возрасте ребята еще гибки, и пробовать себя в различных ситуациях им необходимо.

Младшие школьники активно усваивают социальные нормы, включая и дисциплинарные. Однако формирование нравственных, моральных знаний и появление нравственных форм поведения сильно расходятся во времени. Дети 6-10 лет, безусловно, знают, что драться, обзываться нехорошо. Но, поступая подобным образом, не осознают, что тем самым нарушают существующие нормы.

Их поведение разнится в условиях жесткого контроля со стороны взрослых и его относительного снижения. Поэтому во время перемен в учебных занятиях поведение многих учащихся характеризуется повышенной агрессивностью. Особенно этим отличаются мальчики, чья задиристость, драчливость, показная грубость и сквернословие являются частью процесса их социализации и признаком адекватной половой идентификации.

Школьники ориентируются на существующую социальную норму. Чем более четко она будет задана, тем легче ребята усвоят её, тем скорее она станет привычной формой их поведения.

Терпимость, великодушие, справедливость, сдержанность должны откладываться в сознании младших школьников, становиться образцами нравственного поведения.