1. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.

2. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.

3. В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.

4. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

5. Обсуждайте поведение только после успокоения.

6. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.

7. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя… , ты расстроился, потому что … . Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.

8. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.

9. Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.

10. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

11. Свое плохое настроение не разряжать на нем.

12. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.