Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы.

К неуспевающим школьникам относят учеников, которые некачественно, поверхностно и  с пробелами усваивают школьную программу. Школьные учителя, склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Кроме того, успехи в учении зависят от таких личностных особенностей школьников как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, одноклассниками, характера самооценки и др.

Среди психологических причин, лежащих в основе неуспеваемости, выделяют и такие как несформированность приемов учебной деятельности и недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ученика.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

  1. Физиологические;
  2. Психологические;
  3. Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

  1. Недостатки познавательной деятельности

– несформированность приемов учебной деятельности;

– недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

– неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

  1. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

1) Недостатки познавательной деятельности

– Несформированность приемов учебной деятельности

Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д.

Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные

способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН, и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:

– выделение опорных пунктов;

– составление плана тезисов;

– составление логической схемы прочитанного;

– формулирование главной мысли.

2)Недостатки развития психических процессов

Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов,

влияющих на обучаемость школьника. Но естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.

НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЛЕЮ

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций:

абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

3)Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь); в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности.

А так же:

– дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;

– не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

– путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

– следует осторожно оценивать неудачи ученика;

– желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

4) Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка

Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости.

Что в этом случае делать учителю?

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

  1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
  2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
  3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
  4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
  5. Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
  6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).
  7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
  8. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).