Как избежать  конфликтных ситуаций с учениками.


В воспитательной практике педагогу часто приходиться делать замечания своим ученикам, однако их ответная реакция бывает различной – от принятия замечания, до откровенной грубости. Чтобы педагог мог избежать неприятных ситуаций, которые часто приводят к конфликту, предлагаются следующие правила:

1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваше представление о нем как о человеке оставьте при себе.
2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.
3. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.
4. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например, тип: “Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставишь в известность, что не получается”.
5. Не старайтесь давить на учащегося словами и эмоциями. Главное – помочь понять, как его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь вы.
6. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.
7. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести вред.
8. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял.

Одной из распространённых причин конфликтов педагогов и учащихся является критика. Учащиеся не любят критику: после неё у них, как правило, появляется желание действовать “назло”. Предлагаем вам следующие правила критики, которые позволят не дойти до конфликта:

1.Критиковать учащегося в присутствии других людей лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.
2. Критика должна быть корректной, не унижающей достоинства личности.
3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой.
4. Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с учеником.
5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. Любой человек привыкает ко всему, в том числе и к критике. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.
6. Уместно говорить лишь о тех недостатках учащегося, которые вы видели собственными глазами. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.
7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Разделение учащихся на “хороших” и “плохих” разобщает коллектив.
8. Критика должна вестись с позиции интересов дела.

Как оптимизировать учебно-воспитательного процесс.

Тем, кто занимается процессами воспитания и обучения, другого человека, полезно ознакомиться со следующими требованиями:

1.Необходимо научиться видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношение к ним.
2. Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащегося. Необходимо так вести себя с учащимся, что бы он понял, что педагог искренен, правдив и достоин доверия с его стороны.
3. Давать понять учащемуся, что педагог, как любой человек, может находиться в любом состоянии: беспокойство, огорчение, обиды. При этом эти состояния необязательно могут быть связаны с учащимся.
4. Учиться не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить ему иметь свое мнение ценности и особенности.
5. Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность даже если этот учащийся доставляет огорчения или вызывает чувство досады.
6. Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося, принимать его индивидуальность во всех ее проявлениях.
7. Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. Никакие насильственные меры не только не ведут к исправлению, перевоспитанию, но напротив, усиливают многое дефекты личности учащегося.
8. Развивать в себе способность воспринимать учащегося, как постоянно изменяющуюся и изменяющуюся личность.

Рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические
приемы достижения расположенности учащихся:

1. Прием “Имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случаю к случаю, а постоянно располагая к себе учащегося (заранее), а не тогда, когда крайне необходимо уговорить его выполнить то или иное задание.
2. Прием “Зеркало отношений”. Лицо – это “зеркало отношений”, и люди с доброй и мягкой улыбкой, как правило притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
3. Прием “Золотые слова” – слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.
4. Прием “Терпеливый слушатель” – всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “Личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.