«Хотите, чтобы дети были счастливы,
научитесь быть счастливы сами»
«Не бывает счастливых детей у несчастливых родителей.
Мы должны не жить ради своих детей,
а на своём примере научить их заботиться о своём счастье»
12 против одного или что нам мешает слушать ребёнка?
Это автоматические ответы, которые являются настоящими помехами на пути активного слушания.
- Приказы, команды.
«Сейчас же убери!», «Вынеси ведро», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!» — это нежелание родителей вникнуть в проблему ребёнка. Ребёнок чувствует неуважение к его самостоятельности, ощущение бесправия, а то и брошенности.
- Предупреждения, предостережения, угрозы.
«Если ты не прекратишь плакать, я уйду!», «Смотри, хуже станет», «Ещё раз это повторится, и я возьму ремень!» — угрозы бессмысленны, если у ребёнка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик.
При частом повторении № 1 и № 2 дети к ним привыкают и перестают реагировать. А родитель переходит к жестоким наказаниям. (Однажды мама оставила девочку в лесу).
- Мораль, нравоучения, проповеди.
«Ты обязан вести себя, как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых» — обычно дети из этого не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, скуку, а чаще — всё вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитывают не только слова, сколько атмосфера в доме через поведение взрослых.
С детьми надо обо всём беседовать, однако делать это надо только в спокойные минуты, а не в накаленной обстановке. И лучше всего после еды, если злитесь (это житейский совет).
- Советы, готовые решения.
«А ты возьми и скажи …», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоём месте …», — однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают: «Ты так думаешь, а я по-другому», «Без тебя знаю!» — что стоит за таким негативными высказываниями ребёнка? Желание быть независимым, принимать решения самому. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он неопытен, а мы умнее его, наперёд все знаем. Такая позиция родителей — позиция «сверху» — раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
- Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции».
«Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушал — пеняй на себя!» — и здесь дети отвечают: «Отстань! Сколько можно! Хватит!» В лучшем случае они перестают нас слушать, возникает «смысловой барьер», или «психологическая глухота».
- Критика, выговоры, обвинения.
«На что это похоже!», «Опять всё сделала не так!», «Всё из-за тебя!» «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!…» Такие фразы не могут сыграть никакой воспитательной роли. Они вызывают у детей либо активную защиту: нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в своих отношениях с родителями, в себе, а низкая самооценка порождает новые проблемы.
Постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребёнка.
Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.
Иногда родители думают, что ребёнок и так знает, что его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так!
И ещё вопрос: а мы сами хорошо бы выживали в условиях постоянной бомбардировки критикой со стороны самого близкого человека? Не ждали мы добрых слов, не тосковали бы по ним?
- Похвала.
После всего сказанного странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Необходимо различать похвалу и поощрение (одобрение). В похвале есть элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)».
А как же реагировать на успехи? Лучше всего выразить ваше чувство, используя вместо местоимения «ты», местоимение «я», «мне», «Я очень рада…», вместо «Молодец!».
- Обзывание, высмеивание.
«Не будь лапшой!», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» — всё это — лучший способ оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе. И дети обижаются и защищаются: «А сама такая!», «Ну и пусть лапша!».
- Догадки, интерпретации.
«Я знаю, это всё из-за того, что ты..», «Небось опять подрался!», «Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь…», «Я вижу тебя насквозь и даже на 2 метра под тобой!». В ответ вы получите защитную реакцию ребёнка и желание уйти от контакта.
- Выспрашивание, расследование.
«Нет, ты всё-таки скажи…», «Что-же всё-таки случилось? Я всё равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну, почему ты молчишь?». Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И всё-таки лучше употреблять невопросительные фразы. Вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза — как понимание и участие. Здесь и надо использовать технику АС и ПС.
- Сочувствие на словах, уговоры, увещевание.
Конечно, ребёнку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова «Я тебя понимаю…, Я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет», он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.
- Отшучивание, уход от разговора.
«Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!» — наступит такое время, когда ребёнок уже к вам никогда не подойдёт, даже в очень серьёзной и страшной ситуации. Вот тогда и наступает эмоциональное отчуждение в семье.
(по книге Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: «ЧеРо», 2001. – 240 с.: ил.)
Не забывайте обнимать своих близких и говорить им слова любви!!!
Для того, чтобы выживать ребенку в этом мире – необходимо 4 объятия в день.
Для того, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал – 8 объятий в день.
Для того, чтобы интеллектуально развивался – 12 объятий в день.
(Американский терапевт Вирджиния Сатир)
«Всё пройдёт, и мы уйдём раньше детей. Пусть же они вспомнят Вашу ласковую руку
на детской головке, а не руку, оставляющую красный рубец на тельце ребёнка» |