Хотелось бы встретиться. Всё-таки 55 лет нашему выпуску, и нас уже немного осталось.
Для меня школа № 4 – это не просто учебное заведение, это второй дом, где вместе с первым (семьей) творили и творят ЧЕЛОВЕКОВ-ГРАЖДАНИНОВ. И, как показала жизнь, огромного количества выпускников, ставших весьма достойными гражданами своего Отечества, у такого тандема это неплохо получается.
Вообще со школами мне повезло. В первый класс я пошёл в 6-ю мужскую гимназию, престижную и современную по тем временам. Детские воспоминания удивительно ярко хранят фрагменты начального образования — ученические перья № 86 и №11 со звёздочкой, прописи, уроки чистописания, вступление в пионеры… И, конечно же, самую замечательную, самую-самую первую учительницу Марию Алексеевну Кондакову. Сколько в ней было теплоты, терпения, участия, сопереживания за каждого из воспитанников – уму непостижимо!
После войны прошло всего пять лет. В классе почти сорок мальчишек, все далеко не тихони. Учились и хулиганили с переменным успехом. У меня особенно хорошо получалась стрельба из рогатки самодельными проволочными пульками по чернильницам-непроливайкам. Рогаткой же были указательный и средний пальцы, на которые петелькой накидывалась тонкая круглая бельевая резинка…
В пятый класс я пришёл уже в 4-ю смешанную школу, светлое полупатриархальное здание. Особенно меня поразило печное отопление. Утром, приходя в школу, я видел сквозь дырчатые заслонки тлеющие красные угли. Сами печки излучали уютное тепло, которое располагало более ко сну, нежели к учебе. И только по прошествии многих лет пришло понимание, сколь тяжек и согбен был труд техничек, каждодневно обеспечивающих нам комфортный школьный быт. Низкий поклон и долгие лета тем, кто жив, и вечная память тем, кого уж нет.
Вообще в школе мне нравилось. Не могу сказать, что нравилось учиться, а вот находиться – это да. Все-таки мальчишки и девчонки – и все в одном классе, в одной школе. Чудно! Сейчас это норма, обычное явление, А вот в пятидесятые… Нам-то интересно было. А учителям, классным руководителям? Одним словом «эксперимент» с фрейдистскими проблемами взаимоотношения полов в советской школе помимо всех других проблем, связанных с образованием и воспитанием.
В то время я, конечно, мало чего соображал в смысле какого-то сознательного отношения к учёбе. Просто надо, значит, надо. Нечто само собой разумеющее, как аксиома. И я учился. Особых предпочтений к предметам у меня не было, разве что к физкультуре. Учился легко, видимо, в силу своего шалопайства. Этакий твёрдый середнячок со спящими, как выяснилось позже, способностями. Но уже на следующий год, в 6-м классе произошло нечто. Пробудился интерес к урокам литературы, которые вела наш классный руководитель Надежда Николаевна Истомина. Дальше — больше. Стал много читать. Сначала дома, потом добрался до читального зала и библиотеки. Чем больше читал, тем больше рос интерес к чтению. Словесные картины, портреты, пейзажи, образы становились более четкими, яркими. Описания событий приобретали оттенки и цвета. Пробуждались воображение и мысли. а это означало одно — заработали мозги, в которых выкристаллизовалась очень важная для меня жизненная формула: учитель-книга-процесс познания. Правда осознал я это много позже. Однако я не становился более усидчивым, более серьёзным что ли. Неуёмная, фонтанирующая подростковая энергетика требовала реализации и определённой коррекции. И вот здесь огромное влияние на формирование моего характера в школе оказала учительница по физкультуре Зоя Ивановна Евдокимова. Для меня она до конца дней моих останется легендарной личностью, примером преданности и любви к своему делу, стойкости, потрясающего жизнелюбия и одновременно удивительной терпеливой строгости к нашим взбалмошным, а иногда совершенно идиотским выходкам. Зоя Ивановна первая разглядела во мне скрытые спортивные задатки и потенциальные возможности, ввела в спортивное школьное общество, где при её активном содействии началась моя спортивная карьера. Кстат, мои сестры, старшая Лена, младшая Маша, учились в этой же школе и также при участии и поддержке Зои Ивановны начали свой успешный путь в спортивной жизни школы. Но это уже отдельные истории.
Меж тем школьная жизнь неслась калейдоскопом событий, ярких и не очень, плохих и хороших, но откровенно говоря, моей ветряной башке трудно да и некогда было разбираться в правильности моего жизненного галопа пока не наступил конец учебного года в 7-м классе. Выяснилось, что давно возникшая жгучая и взаимная нелюбовь к учительнице английского языка (замечу не к языку) привела к провалу экзамена. Я не виню учителя. Так получилось. Своё превосходство и высокомерное отношение к ученикам учительница не скрывала. Видимо, были какие-то веские причины и обстоятельства.. Класс терпел, а я не стал. Поэтому часто прогуливал уроки английского, что естественно знаний не прибавляло. Но по остальным предметам проблем у меня не было. Переэкзаменовку назначили на осень. С этим пренеприятнейшим известием я пришел к отцу, всё как есть рассказал, категорично заявив, что пересдавать экзамен не буду и заново пойду в 7-й класс (благо, что в школе на второй год в наше время оставляли). Папа в школу, конечно, сходил. С кем, как и о чём говорил, не знаю и чего ему это стоило, не ведаю. Но меня он поддержал. Всю жизнь благодарю его за это. Я ему верил всегда, а он – мне. В отношениях отец-сын это дорогого стоит.
Новый учебный год я начал в незнакомом 7-м «а» классе. Проблемы с английским закончились. Прежней «англичанки» в школе уже не было, а новая… Тамара Владимировна Куликова для меня лично стала подарком судьбы, да, пожалуй, и для всей школы тоже. Из махрового «англичанского» двоечника ей удалось превратить меня в довольно приличного «хорошиста», который к концу учебного года мог сносно читать и переводить со словарём. Трудно поверить, но я пел в школьном хоре на английском языке «Гимн демократической молодежи»! У Тамары Владимировны был огромнейший непререкаемый авторитет не только среди учеников и преподавателей в школе, но и за её пределами. Её имя много значило в учительской среде. До сих пор помню вступительный экзамен в медицинский институт, на котором после прочтения текста и сделанного устного перевода мне был задан единственный вопрос: «Кто вам преподавал язык?» Я ответил: «Тамара Владимировна Куликова». И тут же получил «отлично». Более того, знания школьной программы так качественно были переданы, что помогли мне освоить институтский языковой курс без проблем, практически не пользуясь учебником.
В новом 7 «а» мне понравилось почти что сразу. Поначалу переживал, конечно. Как встретят? Второгодник всё-таки, двоечник.
Но страхи оказались напрасными. Всё было спокойно, даже комфортно. Класс был дружным, сплочённым, неагрессивным и очень сильным по знаниям. Позже я понял, чья была в этом заслуга. Надежда Викторовна Ерошевская (Бострем) – мой новый классный руководитель, виртуоз своего дела, отличный преподаватель литературы и русского языка, тонкий педагог и психолог ребячьих душ. Мне опять повезло. Мои учителя в школе были очень сильными не только в знании своего предмета, но и в умении качественно передать их нам. Кроме того, все они были настоящими педагогами. Всех помню поимённо, тех, кто ныне здравствует, и тех, кого уже нет. Огромная благодарность моя всем тем, кто дал мне очень мощную и надёжную базу, с которой я начал свою взрослую жизнь. Вот их имена:
Кондакова Мария Алексеевна……….. первая учительница
Истомина Надежда Николаевна………классный руководитель /русский, литература/.
Ярошевская Надежда Викторовна……….классный руководитель /русский, литература/.
Куликова Тамара Владимировна……….. английский язык.
Григорьева Нина Георгиевна …………….математика.
Пыжикова Нина Александровна………….физика.
Пыжиков Николай Алексеевич……………труд.
Назаров Иван Тимофеевич………………….черчение
Евдокимова Зоя Ивановна…………………. физкультура.
Лахман Клара Андреевна …………………. физкультура.
Качанова Анна Африкановна……………….ботаника.
Пастухова Лидия Ивановна………………….история.
Михайлова Антонина Николаевна………..химия.
Соловьёва Вера Павловна…………………….директор.
Струнина Анна Александровна……………завуч.
Иванов Владислав Дмитриевич …………директор.
Рожинова Клавдия Ефимовна ……………. завуч.
Биричевская Анна Павловна…………..бессменная гардеробщица, хранительница наших школьных и нешкольных тайн.
Мне кажется, что вспоминать и рассказывать о школьных годах я могу бесконечно. Там ведь не только идёт изучение предметов, там незаметно происходит формирование личности и, как она, эта личность со своими принципами, желаниями, амбициями, входит и начинает жить в сложном школьном сообществе, которое имеет свои, но уже коллективные принципы, желания и амбиции. И от того, как начнёт формироваться личностное в рамках общественного, будет зависеть успех обучения. Школа – это стартовый полигон для подготовки гражданина страны. Во всяком случае, так должно быть. Об этом надо помнить всем участникам школьного образовательного процесса.
Н.С.Плотников, выпускник 4-й школы, 1961г.